BALL: ТЕХНОЛОГИИ ВЫЖИВАНИЯ

Автор: Александр Ветров
Публикация: в журнале «ЧАСЫ (Armband Uhren)» №1 / 2016

Железное время Болла

История компании Ball непосредственно связана с развитием железнодорожного транспорта в Северо-Американских Соединенных Штатах в конце XIX столетия и стремлением светлых умов той эпохи сделать временные стандарты удобнее и безопаснее для повседневных нужд человека.

Одним из таких умов был житель Кливленда, штат Огайо, Уэбстер Клей Болл, ювелир, часовщик и поборник точности всегда и везде. Благодаря несчастливому стечению обстоятельств он получил возможность осчастливить сограждан отлаженной работой железной дороги в масштабах всей страны и в буквальном смысле заставить поезда ходить, как часы. Отправной точкой отсчета можно считать 19 апреля 1891 года, когда из-за фатальной несогласованности показаний хронометров двух машинистов в городе Киптон столкнулись лоб в лоб почтовый экспресс и пассажирский поезд. Катастрофа, унесшая жизни десяти человек, поставила ребром вопрос об унификации железнодорожных счетчиков времени. 19 июля того же года указом железнодорожного начальства Уэбб Болл был назначен главным техническим контролером Приозерной Линии (Lake Shore Line) с широкими полномочиями.

Первое, что сделал Болл в новой должности, это ввел двухнедельную периодичность проверки всех часов, которыми пользовались работники железной дороги. Согласно разработанным им стандартам контрольное отклонение показаний приборов не должно было превышать 30 секунд, что, как не сложно посчитать, более чем в два раза превосходит современные допуски C.O.S.C. Подход был очень серьезный: точность сверялась по сигналам Американской Морской Обсерватории, и неудивительно, что очень быстро он распространился по всей стране. В последующие годы комплексная сертификация RR Standard охватила три четверти американской железнодорожной сети и значительную часть путей в Мексике и Канаде, общей протяженностью более 175000 миль, а Уэбб Болл стал национальным хранителем времени основного континентального вида транспорта. Список его «ГОСТов» оговаривал все характеристики, обязательные для железнодорожных часов конца XIX – начала ХХ веков. Среди них значились:

– Корпус диаметром 16 или 18 линий (43,17 или 44,86 мм) без крышки;

– Полностью белый циферблат с четкими черными стрелками и арабскими цифрами;

– Заводной валом в положении «12»;

– Механизм минимум о 17 камнях;

– Балансовое колесо с двойным роликом;

– Рычажная установка времени;

– Регулировка хода в 5 положениях;

– Точность показаний в температурном диапазоне от 40 до 95 градусов по Фаренгейту (от 5 до 35 градусов по Цельсию).

Часы Ball по умолчанию соответствовали всем перечисленным пунктам. Компания производила их из комплектующих от разных поставщиков (в частности, использовались механизмы Elgin, Hamilton и Waltham), а также закупала уже в собранном виде и доводила до заданных показателей. Со временем партнеры компании подстроились под ее требования и начали поставлять продукцию, не требовавшую дополнительных вмешательств и тестов. Более того, «Список Болла» стал руководством к действию и для некоторых швейцарских мануфактур, работавших с американцами: Audemars Piguet, Gallet, Longines, Record Watch и Vacheron Constantin.

Сам Болл до конца своих дней работал над усовершенствованием железнодорожных часов, как на своем предприятии, так, позднее, и в роли вице-президента Hamilton. Возможно, именно его целеустремленность и верность однажды выбранному курсу в какой-то степени помогли обоим брендам не сгинуть в эпоху кварца и электроники, как это произошло со многими американскими часовыми производителями, а, сохранив историческую самобытность, благополучно возродиться в Швейцарии. Сегодня все модели Ball комплектуются механизмами ЕТА, модифицируемыми в соответствии с высокими корпоративными техническими требованиями и усиливаемыми, в зависимости от коллекции, теми или иными патентованными устройствами.

Светить всегда, светить везде

Даже не слишком сведущие в часовых реалиях люди при упоминании Ball сразу вспоминают про тритиевую подсветку циферблата. Действительно, Ball – единственный из производителей дорогих механических часов использует тритий для циферблатной разметки посредством трубок с газообразным тритием. Технология состоит в помещении газа в запаянную стеклянную трубку, стенки которой покрыты фосфорным люминофором. Электроны трития бомбардируют люминофор, и он излучает холодный свет – по тому же принципу, по которому работает электронно-лучевая трубка телевизора. В отличие от того же широко распространенного покрытия Superluminova, тритиевые трубки светятся с постоянной силой вне зависимости от внешних источников – причем, светятся примерно в сто раз ярче! – и сохраняют эту способность на протяжении двух десятков лет. В зависимости от толщины стекла, давления, качества газа и других факторов цвет подсветки может быть от зеленого (самый яркий) до инфракрасного (почти черного), что открывает перед дизайнерами большие просторы для фантазии. Многие, зная о давних экспериментах часовых брендов с радиоактивными красками, с предубеждением относятся к подобным технологиям, но в данном случае бояться нечего: ежедневное ношение часов с тритиевой подсветкой в течение года в 2000 (две тысячи) раз менее вредно в плане облучения, чем один перелет на расстояние 2400 километров. Да что перелет – даже обычный банан более радиоактивен, чем такие часы! Трубки с газом Ball приобретает у признанного авторитета в этой области, швейцарской компании mb-microtec, и самостоятельно устанавливает их на стрелки и циферблаты.

Патенты на все времена

Чтобы получать удовольствие от яркого интерфейса наручных часов, необходимо прежде всего быть уверенным в точности их хода. Чтобы укрепить эту уверенность, инженеры Ball укрепили самый важный и самый уязвимый узел любого часового механизма: спуск. Для его защиты была разработана система SpringLOCK, предохраняющая балансовую спираль от сильных внешних воздействий. Она представляет собой своеобразную клетку-«колыбель», не позволяющую спирали сильно раскручиваться или изгибаться в горизонтальной плоскости при ударах и ускорениях и снижающая вероятность ее выхода из строя вследствие нештатных нагрузок на целых 66%. Создатели SpringLOCK утверждают, что в часах Ball можно даже играть в гольф, то есть без последствий подвергать кратковременным тысячекратным перегрузкам! Этим же целям служит и предохранительная система Amortizer, продлевающая жизнь еще одного постоянно находящегося в движении механического органа: ротора автоподзавода. Устройство блокировки, сопряженное с поворотной задней крышкой, при необходимости – например, при чрезмерных физических нагрузках, – полностью обездвиживает ротор, который, обладая значительно большей по сравнению с прочими деталями массой, является одним из самых уязвимых для ударов компонентов. При испытании свободным падением с высоты 5,2 метра оснащенная Amortizer модель Engineer Hydrocarbon Spacemaster Orbital II не получила ни малейших повреждений, что позволяет ее назвать самым прочным из всех существующих на сегодняшний день элитарных хронографов.

Одна из последних разработок, направленных на защиту часов от воздействий внешней среды, получила название A-PROOF. Это антимагнитная система, позволяющая при необходимости закрывать механизм со стороны задней крышки из сапфирового стекла специальной диафрагмой из мягкого железа толщиной всего 0,06 мм. Она управляется поворотным рантом и экранирует магнитные поля силой до 80000 А/м. Эффективное и, что немаловажно, очень эффектное устройство, добавляющее часам моральной ценности в глазах потребителя. Компания не идет проторенными путями даже там, где, казалось бы, все давно уже хожено-перехожено. Примерами могут служить еще два изобретения, призванные облегчить жизнь владельца часов Ball и сделать ее чуть приятнее. Первое – это система управления хронографом, роль кнопок в которой выполняет ползунок на правой боковине корпуса. Сдвиг ползунка по часовой стрелке запускает и останавливает отсчет времени, сдвиг против часовой стрелки – обнуляет показания. Очень удобное с точки зрения эргономики решение, к которому, как говорят, очень быстро привыкаешь и забываешь об альтернативном кнопочном варианте. Второе изобретение – защитная пластина заводной головки, служащая также индикатором состояния последней. Если головка не завинчена до конца, пластина не опустится и напомнит владельцу о необходимости завершить все положенные процедуры по предохранению внутрикорпусного пространства от попадания влаги. Немаловажное достоинство данного инженерного решения состоит в его компактности: в отличие от многих аналогов оно не выглядит громоздким и визуально не утяжеляет часы. Кроме того, оно значительно повышает ударопрочность заводной системы: испытания показали, что оснащенная им головка выдерживает кратковременные перегрузки до 7500 g! И, наконец, в Ball справедливо полагают, что хорошие часы должны быть хороши всем, в том числе и тем, чем они крепятся к запястью. С этой целью был получен патент на тройную раскладывающуюся застежку, изготавливающуюся из цельного блока нержавеющей стали. Она абсолютно симметрична и оснащена двумя 11-мм удлиняющими звеньями, которые можно раскрыть пальцами одной руки.

Вместо послесловия

О многочисленных достоинствах часов Ball лучше всего говорят посланники бренда, использующие «железнодорожные» часы в своих повседневных практиках. Строго говоря, повседневными они являются только для тех, кто их практикует, тогда как с точки зрения рядового обывателя это чрезвычайно, порой смертельно рискованные действия, отважиться на которые может только самый отчаянный сорвиголова.

Судите сами. Среди тех, кто доверился Ball, например, такие уникальные персонажи, как Алекс Хоннольд, Гийом Нери, Эдурне Пасабан и Джон Хембел. Американец Хоннольд – мировой рекордсмен в свободном одиночном скалолазании, «человек-паук», покоряющий отвесные склоны безо всякой страховки. Во время восхождений он буквально цепляется за жизнь кончиками пальцев и, судя по всему, получает от этого колоссальное удовольствие.

Француз Нери – четырехкратный рекордсмен по фридайвингу и чемпион мира 2011 года в этом опять-таки смертельном опасном виде спорта. Он может нырнуть без акваланга, на задержке дыхания на 125 метров – и, разумеется, вернуться обратно. Попробуйте просто представить это, и вы поймете, что ваша фантазия не настолько безгранична.

Испанка Пасабан – первая женщина (и двадцать первый человек), покорившая все 14 восьмитысячников Земли. Эта отважная женщина возглавляла 20 экспедиций в Гималаи, и здесь больше нечего добавить.

Американец Хэмбел – экс-чемпион мира по скоростному спуску на лыжах, чей личный рекорд скорости составляет 153,01 мили в час. За смелость и решимость в достижении поставленной цели он получил красноречивое прозвище Бешеная Корова. Вспоминайте о нем каждый раз, когда будете «нестись» по синему склону где-нибудь в Шамони или Кран-Монтане...

Все эти люди ежесекундно рискуют во имя расширения границ человеческих возможностей, и потому, как никто другой знают цену каждой секунды и в полной мере осознают ценность времени. А Ball помогает им это делать с максимальным удовольствием.