BALL. МАНУФАКТУРА ТЕХНОЛОГИЙ

Автор: Юрий РАЙХЛИН
Публикация: журнал Часы №1 / 2020

Мы не впервые обращаемся к работам мануфактуры BALL. Удивляться этому не стоит: марка действительно особая, она не перестает удивлять и специалистов по часовому делу, и знатоков-любителей, и широкий круг интересующихся часовым искусством. Одна из особенностей бренда, как раз и вызывающих удивление (безусловно, позитивного характера), – приверженность BALL передовым технологиям, ярко проявляющаяся и сегодня, и на протяжении всей истории марки, от самого ее основания.

Как известно, компания BALL родилась в США в конце XIX века. То была эпоха подлинных революций в науке и технике, изменявших мир вообще и Америку в частности.

Страна преображалась на глазах, и важнейшим фактором стало интенсивное распространение железных дорог. Однако были и издержки.
Одной из них стала постоянная опасность столкновения поездов – с самыми тяжкими последствиями! – из-за несовершенства хронометрирования движения. Виртуальная опасность довольно быстро обернулась кошмарной явью: 19 апреля 1891 года в штате Огайо лоб в лоб «встретились» почтовый экспресс и пассажирский поезд. Причиной катастрофы оказалось расхождение хода часов машинистов двух поездов – аж на 4 минуты!
Выяснилась банальная, в общем-то, вещь: технический прогресс невозможен без адекватного развития средств контроля времени. Говоря конкретнее: развитие экономики непременно должно включать в себя соответствующее развитие часовой отрасли. Причем развитие системное! Чем и довелось заняться Уэбстеру Клею Боллу, 44 лет от роду, владельцу магазина часов в Кливленде.

Заняв пост главного технического контролера Приозерной линии (Lake Shore Line), Болл, со свойственной ему скрупулезностью, построил работу именно системно. Он настоял на повсеместном внедрении станционных хронометров и разработал первые стандарты, согласно которым эталонное время определялось по сигналам Американской морской обсерватории. Недельная погрешность хода этих хронометров не должна была превышать 30 сек., такой же максимум был установлен для разницы между показаниями часов машинистов. Все это подлежало периодическим проверкам, и Болл настоял на обязательном, раз в две недели, контроле всех без исключения железнодорожных часов, как стационарных, так и «бортовых».

Катастрофы, подобные той, апрельской 1891 года, более не происходили. А далее Болл разработал и внедрил официальный железнодорожный стандарт – Official Rail Road Standard (ORRS), на долгие десятилетия ставший официальным для бóльшей части железных дорог Северной Америки. Постепенно этот стандарт, определявший и главнейшие характеристики часовых механизмов и часов в целом, стал основополагающим в отрасли. Многое из него впоследствии заимствовал швейцарский хронометрический стандарт C.O.S.C.

Требования ORRS строились на критериях строгой функциональности. Так, диаметр корпуса должен был составлять 16 или 18 линий (43,17 или 44,86 мм), циферблату предписывался белый цвет, четкие черные стрелки, арабские цифры. По сути, Уэбб Болл предвосхитил принципы промышленного дизайна ХХ века.

Став фактическим монополистом во всем, что касалось железнодорожных хронометров, BALL развивался и в других направлениях. В 1893 году появились карманные часы с именем компании на циферблате. Механизм для них поставила американская фирма E. Howard; практика использования приобретенных «на стороне» комплектующих долгие годы была обычной для BALL. В частности, основным поставщиком механизмов был Hamilton, использовались также другие калибры американского и швейцарского производства. Однако на путь к статусу мануфактуры BALL вступил уже в те годы, и требования к часам «своего имени» предъявлялись не менее жестко, чем к железнодорожным.

В 1911 году компания переехала в большое здание в центре Кливленда; на первом этаже располагались часовой и ювелирный магазины, а на втором – лаборатория BALL Railroad Standard Watch Co. Здесь шла непрерывная работа: специалисты тестировали механизмы и часы в сборе на точность хода, водонепроницаемость, ударопрочность, антимагнитность – в общем, на соответствие ORRS. Поначалу большинство изделий требовалось доводить до уровня этого стандарта, но через некоторое время поставщики стали производить комплектующие с должными характеристиками.

И Уэбб Болл, скончавшийся в 1922 году, и его преемники следовали правилу: лучше что-то не успеть, чем сделать неверный шаг. Поэтому первые наручные часы марки появились лишь в начале 1940-х годов. Работали они на механизме от швейцарской фабрики Avia из Ла-Шо-де-Фона. Это важно заметить, ибо после войны наследники Болла стали задумываться o перебазировании в Швейцарию. Компания все плотнее работала со швейцарцами. В 1959 году свет увидели первые наручные часы BALL с маркировкой ORRS и с названием, которому предстояло стать культовым – Trainmaster («Начальник поезда»). В них тоже стоял калибр Avia с ручным заводом, несколько позже появилась автоматическая версия.

В 1962 году кризис американской часовой индустрии вынудил BALL окончательно сменить курс развития и переехать в Швейцарию: компания обосновалась в Ла-Шо-де-Фоне. «Путь к мануфактуре» возобновился, а локомотив BALL помчался еще увереннее. Этот путь занял более 50 лет, и он был насыщен уникальными свершениями – важнейшими для часовой индустрии прорывами в конструкции и технологии, которые совершила марка. О них вы прочитаете на следующих страницах, а здесь перенесемся в 2016 год, хотя бы ненадолго.

Итак, владельцы компании (среди которых – потомки Уэбба Болла) приняли радикальное стратегическое решение: стать часовой мануфактурой в самом полном смысле слова, перейдя к выпуску собственных механизмов. Производственная база и исследовательская лаборатория BALL были вполне готовы к этому. Первой ласточкой стал Калибр RRM1101 (запас хода 48 часов), установленный в лимитированном (125 экз.) трехстрелочнике с датой Trainmaster Manufacture, в 40-мм корпусе из розового золота. И момент (125-летие бренда), и объект (часы Trainmaster) символичны: дизайн коллекции восходит к часам BALL начала XX века, это поистине классика марки. А настоящим началом новой главы истории BALL стал декабрь 2017 года – премьера первого серийного Калибра RRM7309, полностью разработанного в стенах компании. Его отличают повышенная надежность, сертификат хронометра C.O.S.C. и запас хода, увеличенный до 80 часов.

Разумеется, станцию «Мануфактура полного цикла», достигнутую локомотивом BALL в эти годы, ни в коей мере нельзя назвать конечной. Наоборот, она стала отправной для движения в будущее, о чем вы прочитаете через несколько страниц. А пока вернемся к эксклюзивным технологиям бренда.

Запатентовано

Новый – швейцарский – период истории BALL отмечен прежде всего верностью изначальным ценностям бренда. Все достижения по части технологий направлены на повышение точности, надежности и удобоприменения выпускаемых маркой часов. В первую очередь необходимо сказать, конечно, о технологии trigalight – тритиевой подсветке циферблата. Как известно, для обеспечения читаемости показаний часов в темноте чаще всего используют фотолюминесцентные пигменты, которыми покрывают стрелки, метки, цифры. Наиболее популярен состав SuperLumiNova, созданный японской компанией Nemoto в 1993 году. Альтернатива – использование микротрубок, заполненных тритием. Его атомы бомбардируют слой люминофора, нанесенный на внутреннюю поверхность трубки, вызывая свечение.

Эта технология сложнее, но она исключает зависимость от внешних источников света и дает бóльшую долговечность подсветки.

Технология trigalight запатентована компанией mb-microtec AG, названной так по начальным буквам фамилий швейцарских химиков Вальтера Мерца и Альберта Бентели, которые изобрели этот метод в 1918 году. Впоследствии его усовершенствовал и «довел до ума» швейцарский же физик Оскар Тюлер, он-то и учредил в 1969 году фирму mb-microtec. Поначалу спросом пользовалось оснащение такой подсветкой изделий, далеких от часовой индустрии – например, швейцарской штурмовой винтовки. Но подлинная слава пришла к trigalight благодаря часам BALL. Элементами подсветки (они называются GTLS) оснащаются не только стрелки, из них выкладывают часовые метки и цифры. Если SuperLumiNova «выцветает» за 10 – 15 лет, то срок службы trigalight примерно вдвое больше. А это практически соответствует целому человеческому поколению. Долговечность – один из краеугольных принципов BALL, установленных для марки ее основателем! Добавим: отслужившие свой срок элементы GTLS подлежат замене в сервисных центрах BALL, так что долговечность тритиевой подсветки вполне может быть продлена.

Не секрет, что часы – вещь нежная, хотя бы в силу миниатюрности деталей механизма. Особенно уязвим регулятор хода – колесо баланса и тончайшая спираль. Разнообразные внешние воздействия так и норовят сбить этот узел с его прецизионной настройки. А ведь железнодорожные хронометры призваны работать в реально жестких условиях, да и давно уже не ограничивается BALL только таким назначением своих изделий: выпускаются часы для всевозможного экстрима, вплоть до секретных акций спецназа – такова, например, модель Engineer Hydrocarbon DEVGRU, созданная по техзаданию одноименного подразделения американских коммандос.

Для защиты спирали от ударных нагрузок производители часов применяют различные системы, и одна из лучших – безусловно, SpringLOCK, разработанная и запатентованная компанией BALL. Это устройство надежно и эффективно защищает спираль от ударов и сотрясений, понижая энергию этих воздействий на 66%. Кроме того, механизм буквально подвешен внутри корпуса на специальной амортизирующей системе, представляющей собой кольцо из эластомера.

Испытания на ударостойкость, проводимые по международному стандарту ISO 1413, показали, что Hydrocarbon DEVGRU выдерживает нагрузки до 50 000 G, а это соответствует падению на твердую поверхность с высоты 10 м! «Неубиваемости» способствуют и специальная защита заводной головки – мощная скоба и особое устройство запирания.

Если вспомнить о других (помимо ударных) возможных воздействиях на часы, то нельзя не упомянуть, что та же система защиты заводной головки обеспечивает ее герметичность, а применение фирменной внутренней оболочки из мю-металла (особого сплава железа, никеля, меди и молибдена) экранирует магнитные поля силой до 80 000 А/м.

Многие часы BALL отличаются очень широким диапазоном рабочих температур – от –40 до +60 °C, что достигается благодаря использованию специальной комбинации швейцарских часовых масел. В этой связи отметим еще одно уникальное изобретение – оснащение ряда моделей механическим термометром BALL TMT. Он представляет собой плотную биметаллическую спираль и работает при температурах от -35 до +45 °C. При разработке этой системы пришлось решить несколько сопутствующих задач – в частности, создать систему тонкой регулировки механизма без блокировки спирали термометра.

Локомотивы времени

Все перечисленное выше наводит на мысль, что создать столько нового может только часовая мануфактура полного цикла. Однако в Ла-Шо-де-Фоне не торопились: в течение четверти с лишним века часы BALL оснащались механизмами, в основе которых лежали испытанные калибры ЕТА, подвергавшиеся, конечно, глубокой доработке. Рассмотрим некоторые из таких коллекций. Сразу оговоримся: все нижеприведенные модели оснащены тритиевой подсветкой trigalight.

Engineer Hydrocarbon

В коллекцию входит уже упомянутый трехстрелочник DEVGRU, а его «братом» можно назвать NEDU. Возможно, братом двоюродным, поскольку функционально он существенно сложнее: к индикации даты и дня недели добавлен хронограф.

Модель создана в сотрудничестве с Navy Experimental Diving Unit (NEDU) – подразделением технического департамента ВМС США, отвечающим за разработку и тестирование систем для подводного погружения. Результатом партнерства стал предельно надежный и практичный дайверский хронометр. 42-мм титановый корпус оснащен вращающимся в одну сторону светящимся керамическим рантом, сапфировым стеклом толщиной 3,7 мм, запатентованной системой выпуска гелия, защищенной заводной головкой. Водонепроницаемость корпуса достигает 600 м. Часы выдерживают ударные нагрузки до 7 500 G и магнитные поля до 4 800 А/м. Браслет из стали и титана дополнен запатентованной тройной застежкой с регулятором длины. Автоматический Калибр RR1402C (базовый – ETA / Valjoux 7750) располагает 42-часовым запасом хода.

Еще одна группа «родственников» – Submarine Warfare, в которой присутствуют как трехстрелочники, так и хронографы. Водостойкость у них не такая, как у NEDU, но тем не менее это впечатляющие 300 м, ударостойкость тоже на должном уровне, а антимагнитная защита, благодаря внутреннему корпусу из мю-металла, достигает 80 000 А/м. В моделях применена комбинированная подсветка: на циферблате – тритиевая, на ранте – SuperLumiNova. 42-мм корпус выполнен из титана или стали 904L, рант – из стали или керамики, браслет – из титана, стали или каучука. В наличии различные цветовые решения циферблатов. Хронографы работают на автоматическом Калибре RR1402, трехстрелочники – на RR1102C (базовый – ЕТА 2836-2, запас хода 38 часов).

А вот линейка AeroGMT II посвящена другой стихии – воздуху. Часы оснащены индикацией сразу трех часовых поясов, одного в 12-часовом и двух в 24-часовом формате. Тритиевая подсветка размешена не только на циферблате, но и на вращающемся ранте. Кроме того, применена и SuperLumiNova: классическим люминофором размечена 24-часовая шкала третьего часового пояса. Сочетание trigalight и SuperLumiNova придает циферблату дополнительную глубину, а считывание показаний в темноте становится легче. Корпус у этих моделей стальной, диаметр 42 мм, водонепроницаемость 100 м, рант вращается в обе стороны. Ударостойкость и магнитозащита – на высоком уровне, 7 500G и 4 800 А/м соответственно. Браслет – стальной или каучуковый. Сердце часов – автоматический Калибр RR1201C (базовый – ЕТА 2893-2, запас хода 42 часа).

Модель Original сочетает в себе историческое наследие коллекции Engineer Hydrocarbon и последние инновации BALL. Автоматический калибр RR1102-CSL получил не только традиционный сертификат C.O.S.C, но так же и три знаменитых противоударных технологии – SpringLOCK, Amortiser® и SpringSEAL, которые позволяют сохранить точность при самых жестких падениях и ударах. Антимагнитность тоже на высоте – фирменный щит из мю-металла не обошел EHC Original стороной, в связи с чем защита от магнитных полей составляет 80 000А/м. 40-мм корпус – стальной, его водонепроницаемость – 200 м, ударостойкость – 7 500 G. Однонаправленный сапфировый рант оснащен газовыми микро- трубками. Часы работают на автоматическом калибре RR1102CSL. Все указанные механизмы 4-герцовые, сертифицированы C.O.S.C.

Engineer II

Говоря об этой коллекции, начнем тоже с модели, ориентированной на спецназ. А именно, с часов Green Berets.
Перевода, наверное, не требуется… Часы – под стать бойцам легендарного спецотряда, как внешне, так и по сути. 43-мм корпус выполнен из инновационного материала – карбида титана, который легче самого титана, имеет твердость 9 по шкале Мооса (как и сапфировое стекло, уступает в этом смысле только алмазу и, следовательно, не нуждается в каких-либо защитных покрытиях), жаропрочен и стоек к агрессивным средам. На задней крышке выгравирована эмблема «зеленых беретов». Корпус водостоек до 100 м, ремешок сделан из нубука, внутри – автоматический Калибр RR1103C (три стрелки и дата, запас хода 38 часов, базовый – ЕТА 2824-2).

Модель Skindiver Heritage посвящена первым дайверским часам BALL Skindiver образца 1962 года. 42-мм корпус обладает 200-метровой водонепроницаемостью, а выполнен он из стали с покрытием из карбида титана или без такового. Который может комплектоваться как браслетом, так и каучуковым ремнем. Вращающийся в одну сторону керамический рант подсвечен микротрубками с тритием. Циферблат черный или синий, браслет из стали или каучука. Автоматический механизм RR1102 обеспечивает индикацию часов, минут, секунд, даты и дня недели. А версия Skindiver Heritage C.O.S.C. работает на соответственно сертифицированной модифицации этого Калибра – RR1102С.

Часы Moon Phase – самые сложные из взятых нами для обзора «вторых инженеров», здесь автоматический Калибр RR1801 (базовый – ЕТА 2836-2) управляет тремя стрелками, индикацией даты и фаз Луны. Корпус стальной, его диаметр 41 мм, водонепроницаемость 100 м. Циферблат (очень красивый и на свету, и в темноте) может быть черным, синим или серым.
Предусмотрены стальной браслет и ремешок из крокодиловой кожи.

Engineer III

Модель King примечательна прежде всего тем, что в ней впервые использован патентованный подпружиненный запор DuraLock, исключающий проникание влаги внутрь корпуса не просто при вывинченной, но даже и вытянутой заводной головке. Циферблатная разметка выполнена с использованием тритиевых микротрубок для минутных меток. Эти трубки длиной 2 мм и толщиной 0,3 мм светятся не хуже более крупных аналогов и способствуют более быстрому считыванию показаний. Внутренний корпус из мю-металла ограждает механизм (Калибр RR1102, напоминаем: три стрелки, дата, день недели) от магнитных полей силой до 80 000 A/м.

Что касается основного корпуса, то есть выбор: сталь или сталь с покрытием из карбида титана, диаметр 43 или 40 мм, при водозащите 100 м. Выбор предлагается и в отношении циферблата (черный или синий), а также браслета из стали или ремешка из телячьей кожи. Модель Silver Star работает на «движке» RR1102-SL, с тем же функционалом и точно так же защищенном от магнитных полей до 80 000 A/м (внутренний корпус из мю-металла) и ударов до 5000 G (технологии SpringLOCK® и Amortiser®). Корпус из стали 904L предлагается в двух диаметрах – 40 мм и 46 мм, при толщине 13,45 и 13.55 мм соответственно, на стальном браслете с раскладывающейся застежкой или на ремешке из телячьей кожи с классической застежкой, с синим или серым циферблатом, на которых стрелки оснащены тритиевыми микротрубками, а цифры – покрытием SuperLuminova. У модели Marvelight 40-мм корпус и браслет выполнены также из стали 904L, циферблат может быть черным, синим, серым или серебристым, внутри – Калибр RR1103, над апертурой даты – увеличительное стекло.

Engineer Master II

В основном часы этой коллекции адресованы покорителям морских глубин и воздушных пространств.
Из числа «пилотов» мы решили здесь выделить две модели Aviator. Они во многом схожи: приводятся в действие уже не раз упомянутым автоматическим Калибром RR1102, заключены в массивные (46 мм) стальные корпуса с водонепроницаемостью 100 м, оснащены удобными для оперирования крупными заводными головками (завинчивающимися). Однако существенны и различия. У ref. NM1080C-S14A-BK магнитозащита достигает 80 000 А/м, тогда как у ref. NM1080C-N5J-GY эта характеристика достаточно высокая, но стандартная – 4800 А/м.
Обе модели поставляются на стальном браслете или на ремешке из телячьей кожи, но первая из упомянутых доступна также на каучуковом ремешке, а вторая – на тканевом. А самые большие различия касаются циферблатов, которые скомпонованы каждый по-своему.

Соответственно, разнится и количество газовых микротрубок: у первой их аж 66, у второй – 15. Причем эти 15 тоже могут быть разными: если циферблат серый, то они обычного размера, если черный – удвоенного. Впрочем, читаемость в темноте превосходна в любом случае.

Что касается «дайверов», отметим прежде всего часы, которые так и называются – Diver, опять- таки на Калибре RR1102. Модель была изначально задумана как инструмент для профессионалов, ее форма предельно лаконична, отсутствуют какие-либо выступающие элементы, мешающие движению запястья или собирающие грязь.

42-мм стальной корпус обладает серьезной водонепроницаемостью – 300 м, причем исключительно благодаря герметичной конструкции, без дополнительных устройств. Шкала погружения однонаправленного вращения управляется поворотным рантом, а индикация помещена на внутреннее кольцо циферблата.

Наконец, Diver Worldtimer. Автоматический Калибр RR1501 (базовый – все тот же ЕТА 2836-2), в дополнение к функциям предыдущей модели, оснащен индикацией мирового времени. Корпус несколько крупнее (45 мм), остальные характеристики те же, включая возможность выбора стального браслета или каучукового ремешка.

Fireman

Название коллекции переводится как «кочегар» – еще одна отсылка к железнодорожному прошлому BALL.
Часы Victory (трехстрелочник с датой на Калибре RR1103) можно смело назвать универсальными, а их дизайн – подчеркнуто лаконичным. Умеренного диаметра (40 мм) стальной корпус, водонепроницаемый до 100м, браслет тоже из стали, черный, белый или синий циферблат с предельно ясной индикацией – часы на все случаи жизни.

А вот модель NECC, с тем же механизмом, создана по заказу одноименного командования экспедиционных сил ВМС США (NECC – Navy Expeditionary Combat Command). Одна из особенностей этих часов – сочетание подсветки trigalight на циферблате с разметкой SuperLumiNova на ранте. Диаметр корпуса – 42 мм, водонепроницаемость – 300 м, рант, как и положено дайверским часам, вращается в одну сторону. Модель предлагается в трех вариантах: 1) корпус, рант и браслет из стали; 2) корпус и браслет из стали, рант из стали с покрытием из карбида титана; 3) корпус и рант из стали с покрытием из карбида титана, ремешок из каучука. Циферблат может быть черным, синим или серебристым, окно даты снабжено увеличительным стеклом. В любой из версий – очень внушительный инструмент!

Trainmaster

На протяжении десятилетий «Начальник поезда» был флагманской коллекцией BALL. После создания маркой чисто мануфактурных механизмов Trainmaster не утратил этого положения. До новой страницы истории BALL мы скоро доберемся, а пока – два ярких, условно «домануфактурных» образца из этой коллекции.

Трехстрелочник с малой секундной Standart Time можно охарактеризовать как кристально чистый по стилю железнодорожный хронометр – разумеется, в самом что ни на есть современном наручном исполнении.

Характер часов – отчетливо винтажный, это относится и к сдержанным габаритам (диаметр 39,5 мм, толщина 10,5 мм), и, особенно, к каноническому циферблату: он белый (однако эмалевый!) с четкими черными стрелками и цифрами. Корпус из стали (водостойкость 30), браслет из нее же либо ремешок из крокодиловой кожи, сертифицированный C.O.S.C автоматический Калибр RR1105C (базовый ЕТА 2895-2, запас хода 42 часа).

Worldtime Chronograph – совершенно другой. Это часы в полном смысле слова сложной комплектации: совмещение функций хронографа и мирового времени встречается в haute horlogerie не так уж часто. Сердце модели – автоматический Калибр RR1502 (базовый – ETA / Valjoux 7750). Опять-таки сталь корпуса и браслета (есть и вариант ремешка из крокодиловой кожи), диаметр – 42 мм, водонепроницаемость – 50 м, а вот циферблат отнюдь не «ретро», он даже затейливый. Предусмотрены 12- и 24-часовой форматы, шкала последнего окрашена в два цвета: один с 6 до 18 часов, другой с 18 до 6.

И варианты: черный или белый циферблат с белой и красной участками 24-часовой шкалы, белый циферблат с белым и синим участками.
Вообще-то модернизация всех базовых калибром ЕТА всегда была у BALL настолько глубокой, что механизмы с инициалами RR (Rail Road) по сути являлись мануфактурными. Однако формальность есть формальность. К тому же, BALL – компания независимая, а закупать механизмы на стороне – значит, может быть, рисковать независимостью. Час мануфактурности пробил в 2016 году. О первой мануфактурной модели BALL Trainmaster Manufacture на Калибре RRM1101 мы рассказали, а следующим стал «движок» RRM7309-C с запасом хода 80 часов. Именно им оснащен трехстрелочник с датой Trainmaster Manufacture 80 Hours, в 40-мм стальном корпусе, водонепроницаемом до 50 м, с черным, синим или серебристом циферблатом, на стальном браслете.

Roadmaster

Вступив в свою новую эру, BALL, однако, не делает из мануфактурности культа: выпускаются как полностью «домашние» модели, так и с механизмами, доработанными из покупных ЕТА. Хороший пример – следующие модели интересной коллекции Roadmaster.

Вот две версии 40-мм стальных часов спортивного стиля: Roadmaster Icebreaker и Roadmaster М Icebreaker. Первая – на Калибре RR1702 (базовый ЕТА 2897, запас хода 42 часа, есть подвариант RR1702-C, сертифицированный C.O.S.C.), вторая – на вышеупомянутом мануфактурном RRM7309-C (напомним, запас хода 80 часов), обе лимитированные (по 1000 экз.). Очень хорошо все, включая заднюю крышку – на ней выгравировано изображение альпиниста с ледорубом (Icebreaker – англ.).

А вот новейшая линейка Roadmaster M Archangel, вся чисто мануфактурная, на том же RRM7309-C. Здесь целых 8 стальных моделей, тоже спортивных (это характерно для всей коллекции). Из них 4 – в диаметре 40 мм, еще 4 – в 43 мм. Вариации заключаются в цветовых решениях циферблата и керамического ранта.

И, наконец, модель Roadmaster Marine GMT. Да, она «старорежимная» – на Калибре RR1203-С (базовый – ЕТА 2893-2). Да, алюминиевый рант «пепси» что-то напоминает… Но модуль второго часового пояса – собственный, причем с необычной настройкой, без участия заводной головки: кнопка на «8 часах» перемещает стрелку GMT назад, на «10 часах» – вперед.

Плюс поворот ранта с 24-часовой шкалой в любую сторону – это уже третий часовой пояс. Чем не мануфактура? Остальное тоже на высшем уровне: 40-мм титановый корпус, браслет из титана и стали либо ремешок из каучука, черный или синий циферблат, водонепроницаемость 200 м, комбинированная (trigalight / SuperLumiNova) подсветка.

Клуб Исследователей

Как у всякой уважающей себя часовой мануфактуры, у BALL тоже имеются друзья, они же амбассадоры. Но в отличие от других, BALL называет их Клубом исследователей. Верная своему кредо – делать отличные часы для настоящих мужчин, – марка сотрудничает с покорителями стихий и скоростей, талантливыми и отважными людьми. Здесь упомянем некоторых из них. Эш Дайкс (Великобритания). Первый в мире человек, в одиночку пересекший Монголию, преодолев более 2 400 км за 78 дней. В 2016 году Эш установил еще один мировой рекорд, пройдя Мадагаскар по его длине, преодолевая горы. Почти 2 600 км, 155 дней! А 2018 и 2019 годах состоялась экспедиция Эша вдоль реки Янцзы: почти 6 500 км, по ледникам и тропикам, целый год пути!

Дэнни Томпсон (США). Обладатель мирового рекорда скорости на автомобиле с поршневым двигателем: 12 августа 2018 года на соляном озере в Бонневиле (штат Юта) Дэнни разогнал болид «Челленджер 2», созданный его отцом полувеком ранее, до 722 км/ч.

Пол Жижка (Канада). Фотохудожник, путешественник. Специализируется на фотосъемке в сложных условиях и труднодоступных местах. Умеет найти необычные ракурсы и достоверно передать дух приключений. Как фотограф-пейзажист особенно любит сложные для фотографирования ночные споты, украшенные звездами, северным сиянием, силуэтами гор.

Maewan (Франция). Это проект, разработанный моряком и горным проводником Эрваном Ле Ланном при содействии Марион Куртуа – опытного специалиста по гуманитарным активностям. Эрван и экипаж его парусника взяли на себя роль наблюдателей и деятельных защитников нашей планеты, совмещая спортивные подвиги с активной социальной и природоохранной деятельностью повсюду в мире.

И все они, совершая свои деяния и подвиги, носят часы BALL – фабрики технологий.

То, что делают эти люди, тоже можно назвать технологиями – социальными, экологическими, художественными, спортивными. И BALL является их полноправным соучастником.